Основные сведения
История образовательного учреждения.
11 сентября (30 августа по старому стилю) 1890 года в г. Перми было открыто училище для слепых детей (сейчас – школа № 22 по Сибирской, 80). Открытие подобного заведения – результат развитой системы благотворительности, милосердия и добра, которыми славилось пермское общество в XIX веке.
13 февраля 1881 года, были высочайше утверждены основные положения деятельности Попечительства о слепых императрицы Марии Александровны, или Мариинского попечительства (ГАПО, ф.р.-3 Оп.6. Д.614 Л.11 ), которое поставило цель призревать и заботиться о возможно большем числе слепых в России.
Попечителями училища в разные годы служили известный врач и общественный деятель Павел Николаевич Серебренников (1901-1905), купец Сергей Михайловну Грибушин (1906-1907), коммерции советник Павел Степанович Жирнов.
Одним из членов-учредителей Пермского отделения попечительства была врач-офтальмолог Евгения Павловна Серебренникова, жена Павла Николаевича Серебренникова.
Появление приюта и училища для слепых было актом милосердия и добра, результатом энергичной самоотверженной деятельности врача Евгении Павловны Серебрянниковой.
Возникла идея социальной реабилитации: дать образование и ремесленное мастерство тем, кто был обречён на изоляцию от мира.
Попечительство было частным учреждением, поэтому не получало субсидий от правительства, а необходимые для его деятельности средства поступали от сбора пожертвований, от кружечных сборов в церквях и монастырях в «неделю о слепом» (шестая неделя после Пасхи), от процентов с пожертвованного капитала, от продажи изделий ремесленников-слепых, а также за счет стипендий и пособий от земств и частных лиц.
Самым важным начинанием созданного попечительства стало строительство дома для училища и приюта для слепых детей на окраине города Перми, в Солдатской слободе, напротив пересыльной тюрьмы («Дело о строительстве приюта для слепых», Ф.35. Оп.1. Д.58. Л.53-54).
Екатеринбургский купец М.Ф. Рожнов, на чьи деньги было выстроено училище, пожертвовал 20 000 рублей на устройство при училище слепых детей каменной домовой церкви во имя святого Михаила, князя Черниговского с теремным крыльцом и звонницей над входом.
На открытии училища П.Н. Серебренников на открытии Богородицкого училища выступал со следующей речью: «...Вы – богатые и бедные, несли в эти два года тысячи и копейки, труд и любовь... Этою школою вы создали себе памятник и вы, наверное, уже чувствуете, что награждены за это, по той великой радости, которая наполняет теперь вашу душу, сознавая, что свершенное вами дело, хотя и малое, но оно создано той же любовью к людям, которая двигает и горами!»
Училище было рассчитано на 45 детей. На первое января 1891 года в нём находилось 8 мальчиков, воспитанием и обучением которых занималась учительница Е.П. Еремеева (проработала в школе с 1890 по 1896 годы). В 1893 году в училище пришла помощницей учительницы Е.К. Эльфман. Это была очень энергичная женщина и прекрасный воспитатель детей.
Обучение в училище продолжалось 9 лет. Слепые дети изучали общеобразовательные дисциплины в объёме народной школы. Учебный процесс длился 9 месяцев: с 18 августа по 16 мая. Школьный курс состоял из следующих предметов:
1. Закон Божий; 2. Арифметика; 3. Русский язык;
4. История; 5. География; 6. Естествознание (курс двухклассного училища).
Программа обучения, а также некоторые учебные пособия были специализированными (напечатаны специальным шрифтом для слепых - шрифтом Брайля).
В приготовительном классе преимущественное внимание уделялось «фребелевским занятиям», имеющим важное значение для развития органов чувств, особенно осязания.
В училище слепых преподавали также пение светское и духовное, существовал свой хор, в котором занимались 20 детей. Руководил хором учитель пения А.С. Фукалов. С 1908 года обязанности руководителя исполнял выпускник училища Александр Обвинцев.
Хор под управлением А.Д.Городцова
А.Д. Городцов, руководитель народных хоров Общества трезвости, поставил силами училища слепых в 1911 году оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя», которая была исполнена в 84 населённых пунктах Пермской губернии, всегда при переполненных залах..
При училище существовал ремесленный класс, так как выпускники должны были не только получить образование, но приобрести навыки, которые давали бы им возможность зарабатывать на жизнь после окончания курса. Здесь работали мастера корзиночного, сапожного и ткацкого производства, которые обучали своему ремеслу слепых детей и взрослых слепцов, находившихся при училище.
Казна города почти не финансировала училище. Практически весь доход составляли пожертвования и работа самих воспитанников. Основной статьёй прибыли являлись изделия ремесленных мастерских. Выручали училище и пожертвования горожан.
При училище существовала библиотека из книг, написанных шрифтом Брайля, всего насчитывалось 289книг.
Первый выпуск в училище слепых детей состоялся в 1899 году, училище закончили семь человек.
В 1908 году заведующей школой стала Елена Константиновна Эльфман.
1914 год. Началась первая мировая война. В здании училища для слепых был организован госпиталь. Под него был отведён весь второй этаж. Школа же помещалась только первом этаже и в подвальном помещении. Так она работала до конца 1918 года. Когда началась Гражданская война, и Колчак взял город Пермь, училище слепых было эвакуировано в сельскую местность (на 9 км Сибирского тракта, ст. Ферма), туда, где находилось подсобное хозяйство училища.
В здание на Сибирской-80 слепые больше не вернулись, школе слепых было выделено другое помещение.
В 1919 году в помещении нашей школы была создана школа-коммуна, в которой насчитывалось до 30 беспризорных детей. Первым директором школы-коммуны был Попов. Общественность города помогала школе.
В 1925 году школа-коммуна была реорганизована в школу-семилетку, директором был Н.М. Добротворский. В 1931 году директором школы стала Калиновская. Она создала хороший коллектив учителей, укрепила связь школы с заводом им. Сталина. В этот период завод оказывал большую помощь школе Число учеников школы росло, и ей было отдано всё здание.
В 1935 году директором школы стал Иван Фёдорович Киряков. Тогда в ней уже обучалось 1800 человек, было 44 класса.
Школа № 22 становится одной из лучших школ города. В 1938 году директором школы стал Я.И. Аладышкин. В 1940 году в школу возвращается И.Ф. Киряков и работает в этой школе до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.
На фронтах Великой Отечественной сражались учителя: директор, учитель географии Иван Фёдорович Киряков, учитель физики Константин Фёдорович Ватлин, Василий Александрович Иванов, ученики и выпускники школы № 22: Соболев Юрий, Пономарёв Владимир, Комаров Борис, Добрн Пантилеймон, Попов Аркадий, Волков Борис, Глушак Т.И. и многие другие.
В годы войны здание школы было занято эвакогоспиталем № 1719. Занятия шли в трех школах города (№ 11, 21, 9), в три смены.
С 1943 года присвоен новый статус школе - она стала называться женской школой № 22. Лагунова С.И. руководила школой с 1941 по 1972 годы, всю жизнь, всё здоровье, весь талант, всю себя отдавала школе, любимой работе. В грозные 40-е, в 50-е, в 60-е, и 70-е годы школа мужала, крепла и под её талантливым руководством вошла в число лучших школ города.
С 1972 по 1987 годы директорами школы были Гашиева А.В. и Тихомирова .
С 1960 года по распоряжению Областного отдела народного образования в школе № 22 вводится углубленное изучение французского языка (со второго класса). Вдохновителем этого дела стала Лидия Дмитриевна Скитаева. Ей помогала Илия Иосифовна Коблик, завуч школы, учитель истории.
С 1987 года директором школы становится Ольга Васильевна Бушуева, человек с безграничной энергией, оптимизмом, мужеством, энтузиазмом. Она много делает для укрепления материальной базы школы.
В 1993 году по инициативе Ольги Васильевны был возведён пристрой школы, в котором сегодня располагаются уютные учебные кабинеты, великолепно оснащённый спортивный зал, новая столовая, залы аэробики, настольного тенниса, рукопашного боя, тренажёрный зал и другие помещения. В Спортивном клубе школы № 22 сегодня бесплатно занимаются (уникальный по нынешним временам факт) 648 ребятишек.
С 1994 года школа № 22 становится экспериментальной площадкой Главного Управления Народного Образования (ГУНО) и Российского института повышения квалификации Работников образования (РИПКРО) по разработке российского варианта Европейской двуязычной школы. Ближайшими сподвижниками и авторами разработок являются её заместители Алевтина Георгиевна Капочкина и Лариса Сергеевна Лейбман. Да и весь коллектив педагогов тоже.
Школа работает по авторской программе, адаптированной к учебным планам колледжей и лицеев Франции.
С 1989 года лучшие учащиеся и учителя проходят стажировку во Франции. Школа обменивается группами учащихся с лицеями Орлеана , Вольтера, Потье и Жан-Зе. Французский язык становится не столько предметом изучения, сколько средством обучения: с 8-го класса вводятся предметы, преподаваемые на французском языке, а с 9-го класса – на английском языке. Сам английский язык начинают изучать с 7-го класса.
На старшей ступени обучения учащиеся получают профильное образование. Языковое направление – не единственное (с 10-го класса там добавляются ещё 3 языка – латинский, немецкий или испанский). Кроме языкового класса существуют естественнонаучный, политехнический, социально-экономический классы. Выпускники школы поступают во многие вузы города, страны, лицеи Франции.
По итогам 1996 года школа № 22 стала победительницей во Всероссийском конкурсе «Школа года – 96», школе присуждён диплом конкурса, а Ольге Васильевне Бушуевой присвоено звание «Директор года», в том же году она была награждена Орденом Дружбы Народов.
В 1999 году в школе был открыт центр французского языка и культуры. Инициаторами этого дела были школа № 22, во главе с директором и завучем по французскому языку Л.С. Лейбман, и посольство Франции.
Ольга Васильевна руководила школой 22 года. За это время школа не просто разительно переменилась, она стала одной из лучших школ России, её выпускники работают по всему миру.
В 2001 году школе № 22 присвоено звание «Школа века», а её директору, О.В. Бушуевой – звание Народный Учитель России.
В 2009 году директором школы стала Червонных Алла Валерьевна. Алла Валерьевна училась в этой школе, затем пришла работать учителем французского языка, руководила методическим объединением учителей иностранных языков. Червонных А.В. является почетным работником общего образования РФ.
С 2009 года школа включена в Ведомственную целевую программу «Создание образовательных учреждений нового вида на 2009-2011 годы» (Постановление администрации города Перми от 24.11.2008г. № 1101)
В сентябре 2009г. в школе открыт первый класс двуязычного русско-французского отделения (8Ф в количестве 30 обучающихся) с преподаванием спецкурсов по географии, истории, литературе на французском языке, в школах-спутниках (СОШ №№ 27, 59, 127) функционируют филиалы двуязычного русско-французского отделения (118 обучающихся, в обеспечении образовательного процесса задействованы 8 работников, в том числе 2 педагога нашей школы).